БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА:+7 499 394 66 567 дней в неделю с 8:00 до 20:00

Индексация заработной платы

Многие знают, что государство производит индексацию пенсий, однако мало кто слышал, что трудовое законодательство также предусматривает обязанность работодателя ежегодно производить индексацию зарплаты работников.

Главная цель индексации – повышение уровня реального содержания заработной платы (далее – «реальное повышение з/п»). Это установлено трудовым законодательством (ст. 134 ТК РФ).

 

Если для работодателей-бюджетников порядок индексации предусмотрен законом, то работодатели-частники такой порядок должны предусмотреть самостоятельно (в коллективном договоре или в ином внутреннем документе, с которым все работники организации должны быть ознакомлены по роспись, также порядок может быть предусмотрен для каждого работника по отдельности, путем подписания соглашения с каждым работником или включения такого соглашения в трудовой договор, однако для работодателя в данном случае есть риск получить обвинения в дискриминации.

За нарушение ст. 134 ТК РФ, орган защиты труда может привлечь юр. лицо и их должностных лиц к ответственности в виде штрафа (до 50 000 рублей).

 

Многие работодатели-частники ошибочно считают, что если в их организации отсутствует коллективный договор или иной внутренний документ, который бы регулировал порядок индексации, то значит и нет обязанности в ее проведении, однако это не так.

К слову, до недавнего времени по этому вопросу суды придерживались аналогичного мнения, однако после нескольких громких дел, практика изменилась.

На основании одного из таких дел, повернувших судебную практику, можно сделать некоторые выводы, которые заслуживают внимание всех работодателей (поскольку на месте Ответчика в данной ситуации может оказаться почти любой работодатель в нашей стране)[1]:

  • 1.                Статья 134 ТК РФ направлена не на формальную индексацию заработной платы, а на ежегодное повышение реального размера з/п. Как неоднократно отмечал Конституционный суд: «Основная цель индексации - повышение покупательной способности з/п, она также представляет государственную гарантию оплаты труда работников.
    Простыми словами данная норма права направлена на недопущение «обеднения» работников, а также на улучшение уровня жизни населения.
  • 2.                Реальное повышение з/п (достижение цели государственной гарантии) может быть достигнуто путем выплат всевозможных надбавок ил премий, а также повышение оклада. При этом, важно отобразить во внутреннем документе организации (либо коллективном договоре), порядок в котором производится исполнение обязанности по индексации. В противном случае суд может не признать (скорее всего не признает), что производимые выплаты направлены на исполнения обязательств, указанных в 134 статье.
  • 3.                Отсутствие документа, регулирующего порядок индексации у данного работодателя не может служит основанием для неиндексирования з/п.
  • 4.                Работодатель-частник, при реальном повышении з/п не может установить условия хуже, чем это предусмотрено для работодателей-бюджетников.
  • 5.                Работодатель, не производя реальное повышение з/п, рискует получить от своего (в т. ч. бывшего) работника иск о взыскании задолженности по заработной плате.
  • 6.                При взыскании такой задолженности в судебном порядке размер задолженности может быть рассчитан исходя из роста цен на продукты.

Анализ трудового законодательства по вопросу индексации в совокупности с судебной практикой позволяет сделать вывод, что государство, как минимум в лице ее судебной ветви власти, нацелено на защиту труда работников и создание социального государства.
При этом необходимо понимать сложную ситуацию, в которой находится экономика нашего государства. Не каждый работодатель способен постоянно увеличивать з/п, однако работодателям следует понимать, что неповышение з/п может привести к штрафу и последующему взысканию задолженности по з/п (в той части в которой работодатель не производил индексацию).

[1] Определения Верховного Суда РФ от 8 апреля 2019 г. N 89-КГ18-14

Открыть чат